Даже не верится, что прошло уже 15 лет с тех пор, как существует общество ринологов. И непривычно, что мне приходится взять на себя функции «летописца». Это всегда было прерогативой основателя нашего общества профессора Г.З. Пискунова, и его пламенные исторические эссе, открывая первые страницы юбилейных номеров «Российской ринологии», всегда вызывали бурные неоднозначные дебаты. Я постараюсь просто вспомнить, как все это начиналось, как мы росли и крепли, преодолевали многочисленные преграды на своем пути, попробую подвести какие-то итоги на этом промежуточном финише.
Все началось в марте 1992 года, когда группа из 12 российских отоларингологов (тогда мы еще назывались СНГ, и среди нас были представители Украины, Молдавии, Литвы) отправилась на специально для нас организованный фирмой «Карл Шторц» курс обучения по эндоскопической ринохирургии в Грац (Австрия). Впечатление от курса было потрясающим и шокирующим (конечно, в хорошем смысле слова). Впервые на большом экране мы увидели в эндоскопическом изображении все те закоулки полости носа и околоносовых пазух, которые раньше знали только по анатомическим картинкам. И увидели филигранные операции под эндоскопическим контролем в исполнении проф. Х.Штаммбергера. Всем очень захотелось хоть как-то подтянуться до того уровня ринологии и ринохирургии, который стал уже рутинным, ежедневным в «Грацкой больнице» (как ее сразу прозвали участники курса).
Решение было принято по баварско-австрийской традиции за кружкой пива там же в Граце: в России нужно общество ринологов, которое будет руководить развитием этого раздела нашей специальности, координировать совместные усилия, расскажет широкой аудитории о том, что происходит в мире, наглядно покажет это на будущих курсах и конгрессах.
Учредительная конференция не заставила себя долго ждать: она состоялась в городе, который был и, видимо, всегда будет самым гостеприимным для ринологов всех стран — Курске. Курск всегда был для нас палочкой-выручалочкой и брал на себя организацию наших конгрессов и конференций, когда это не хотел делать никто другой. Провели учредительную конференцию, конечно же, два брата — отцы российской ринологии профессора исконные куряне С.З.Пискунов и Г.З. Пискунов. Нужно сказать, что эта инициатива не вызвала всеобщего восхищения в стане коллег-отоларингологов. Некоторые опасались, что за этими внешне вполне позитивными действиями стоит желание расколоть нашу специальность на две части, другие, вероятно, опасались потерять привычные и устоявшиеся сферы влияния. В общем, противостояние было достаточно определенным, и лагерь оппонентов просматривался довольно четко, особенно в Москве. Но что радовало и вселяло оптимизм — это бурная поддержка ЛОР-врачей на местах, в областных и краевых центрах. Люди явно соскучились по новшествам, им хотелось свежего ветра и новых идей.
Учредительная конференция прошла 17–18 сентября 1992 года и завершилась успешно — закономерной резолюцией о создании общества ринологов в России и выборами его руководящих органов. Председателем был избран, конечно же, Г.З. Пискунов. Автор этих строк, довольно неожиданно для себя самого, был назначен научным секретарем Общества и оставался в этой должности почти 13 лет, вплоть до VI конгресса, состоявшегося в 2005 году в Санкт-Петербурге. За решением о создании общества последовала долгая и непривычная работа по написанию и редактированию Устава общества, регистрации его в Минюсте. Все это делалось собственными силами, небольшой горсткой энтузиастов, конечно же, в свободное от основной работы время. А ведь нужно было и очень хотелось еще и осваивать эндоскопическую ринохирургию, современные методы ринопластики и еще многое-многое другое.
А первая уже рабочая конференция (тогда она называлась Пленумом) состоялась чуть больше года спустя в Подмосковье 18–19 ноября 1993 года. Тогда же стало традицией делать такие конференции монотематическими, первая конференция была посвящена исключительно проблемам риносептопластики. К этому событию был приурочен выпуск двух первых номеров журнала «Российская ринология». Рождение журнала тоже было нелегким: масса новых непривычных дел, которые пришлось делать самим: начиная с дизайна обложки и редактирования первых статей и заканчивая поездками на своей машине за тиражом на Можайский полиграфкомбинат.
Но деятельность общества ринологов началась даже не с этих мероприятий, а с организации в другом Подмосковном санатории конференции (сейчас бы это назвали мастер-классом) с участием двух приглашенных лекторов и друзей новорожденного общества — профессоров Х.Штаммбергера и Г.Вольфа все из того же Граца. Без преувеличения можно сказать, что та конференция произвела настоящий фурор и привлекла в ряды членов общества огромную и очень активную аудиторию. Ведь иностранные лекторы такого уровня не заглядывали в ЛОР-аудитории России и СССР уже лет тридцать. В памяти остались замечательные блестящие лекции двух звезд европейской ринологии, поразительные по тем временам невиданные ранее эндоскопические иллюстрации. Можно смело сказать, что участники этих двух первых конференций и составили впоследствии костяк общества ринологов, стали активными распространителями новых идей, создателями ринологических школ на местах в своих родных городах.
А первый настоящий конгресс Общества ринологов состоялся в 1994 году в Санкт-Петербурге. Президентом конгресса был профессор М.С.Плужников, а непосредственным организатором — Я.А.Накатис. Наверное, впервые на российском съезде присутствовало столько именитых зарубежных гостей, тоже ставших уже хорошими друзьями: Юджин Керн и Фред Стакер из США, Эгберт Хойзинг из Голландии, Питер Клемент из Бельгии, Бьерн Петруссон из Швеции и другие.
Это было время, когда наши врачи стали активно участвовать в международных конгрессах и конференциях, и первым таким событием с серьезным российским представительством стал конгресс Европейского общества ринологов в Копенгагене в 1994 году. Все это способствовало налаживанию более обширных международных контактов, интеграции Российского общества ринологов в Европейское и Международное общества. Как результат — предоставленная России возможность иметь полноправного представителя в Исполнительном комитете Европейского общества ринологов. Им на конгрессе в Вене в 1998 году стал автор этих строк.
Следующий период в деятельности Общества связан с именем профессора Н.А. Арефьевой, которая провела ежегодную конференцию в Уфе и организовала незабываемый II конгресс в Сочи в 1996 году. Конференция, состоявшаяся в 1995 году в Уфе, опять была монотематической, посвященной диагностике и классификации ринитов. Бурные дискуссии по вопросу классификации ринитов, безусловно, способствовали лучшему пониманию современного состояния этого сложного и запутанного вопроса. Навсегда останется в памяти и теплая гостеприимная атмосфера Уфы, красоты Башкирии.
Таким же незабываемым для всех участников стал и второй конгресс общества ринологов, который состоялся в Сочи летом 1996 года. Опять было много гостей, без всякого преувеличения великих ринологов современности: Иоахим Хеерманн и Вольфганг Драф из Германии, Пол Ван Каувенберг из Бельгии, датчанин Нильс Мигинд и японец Горо Моги. Согласился приехать и выступил с программной лекцией докладом один из пионеров в изучении иммуноморфологии слизистой оболочки полости носа Пол Брандциг из Норвегии.
Это был тот период, когда общество начало активную образовательную деятельность. Первой, но такой весомой ласточкой в этом направлении стал курс по современной ринохирургии, организованный проф. В.С. Козловым в Ярославле в 1994 году. Формат этого курса был совершенно новым для России и стал образцом для десятков подобных курсов впоследствии. Насыщенная интенсивная программа, обзорные лекции по ключевым вопросам, «живая» демонстрация операций с возможностью непосредственного обсуждения деталей вмешательства с хирургом, эндоскопическая диссекция в морге под контролем опытных ринохирургов: все это по сей день остается «золотым стандартом» последипломного образования. Такая форма обучения, напряженная разнообразная работа с утра до позднего вечера стала в определенной степени разумной альтернативой стандартным длительным, подчас нудным и скучным 4-6-недельным курсам, необязательным для постоянного посещения, но необходимым для подтверждения сертификата специалиста и получения очередной квалификационной категории. Первые, да и все последующие ярославские курсы оставили неизгладимое впечатление у всех без исключения участников, курсантов и преподавателей, стали отправным пунктом в широком распространении идей современной ринологии, в становлении российской школы функциональной ринохирургии. И как здесь не вспомнить еще одного настоящего друга и учителя — профессора Вольфа Манна из Германии. Он был приглашенным лектором на первом и многих последующих курсах в Ярославле. Высочайший профессионализм, открытость, готовность к новым контактам с людьми, независимо от того, кто перед ним — известный профессор или ординатор первого года обучения — всегда были его отличительными качествами. Невозможно подсчитать, сколько русских ЛОР врачей прошли за последние 15 лет стажировку в возглавляемой Вольфом Манном клинике в Майнце. Для всех (как и для автора этих строк) такая возможность стала настоящим открытием современной оториноларингологии, уникальной возможностью вырваться из догм и рутины, увидеть и усвоить для себя направления дальнейшего собственного прогресса.
Первая половина 90-х годов стала замечательным периодом возрождения нашей специальности, когда из разрозненных после распада СССР отдельных групп, кафедр стали вновь образовываться общества единомышленников, и одним из первых среди них стало общество ринологов. Сейчас многие забыли или не хотят вспомнить, что именно общество ринологов стало в свое время инициатором возрождения прекратившего свою деятельность общества оториноларингологов. Ведь именно на конференции нашего общества в 1993 году было принято такое решение, и была сформирована инициативная группа, которой было поручено вновь создать Российское ЛОР общество.
Тогда же в 90-е годы под эгидой общества ринологов стали проводиться еще два важных регулярных мероприятия — обучающие курсы по ринопластике и конференции по рациональной фармакотерапии болезней уха, горла и носа. Первое привлекало огромное количество специалистов, в нем участвовали сотни оториноларингологов и пластических хирургов из России и многих государств бывшего СССР. Лекторами на этих курсах были знаменитые на весь мир эксперты, авторы руководств по ринопластике Герхард Реттингер (Германия), Гилберт Нолст Трените (Голландия), Слободан Юго (США). К сожалению, в силу ряда причин в последние годы такие курсы перестали проводиться, и одной из задач общества сейчас является возрождение, возможно совместно с пластическими хирургами, хорошего базисного курса по ринопластике.
Конференции по фармакотерапии, напротив, ежегодно с завидной регулярностью проводятся в Москве и вызывают живой интерес. В последние годы они несколько изменили свои формат и проходят под титулом «Фармакотерапия в оториноларингологии с позиций доказательной медицины». В последней такой конференции, состоявшейся в Москве в марте 2007 года, приняли участие около 500 врачей, а ведь были еще и те, кто находился на других концах телемостов в разных городах России.
Нам порой было очень трудно, но общество ринологов и журнал «Российская ринология» никогда не прекращали своей деятельности. Невозможно, да и не нужно в рамках этой статьи упомянуть все мероприятия, которые были проведены под эгидой общества ринологов. Но все-таки вспомнить замечательные и такие разные конгрессы, которые прошли в 1998 году в Курске (президент С.З. Пискунов), в 2003 году в Новосибирске (президент — М.Н. Мельников), в 2005 году в Санкт-Петербурге (президент — Я.А. Накатис) и самый последний конгресс, состоявшийся в 2007 году в Таганроге (президент — А.Г. Волков).
Важнейшими событиями в жизни общества стали организованные им международные мероприятия — Интернациональный симпозиум по инфекции и аллергии носа (ISIAN), проведенный в 2001 году в Ярославле В.С.Козловым и международная консенсусная конференция по полипозному риносинуситу, состоявшаяся в 2006 году в Москве и организованная А.С.Лопатиным. Можно себе представить, каких трудов стоило проведение этих конференций в полноценном международном формате. Намного проще организовать обычную российскую или «местечковую» конференцию «с международным участием», привезти туда за счет фармацевтических фирм пару-тройку иностранных лекторов. ISIAN и консенсусная конференция по полипозному риносинуситу являются регулярными международными мероприятиями, и нужно было выдержать все требования, не ударить в грязь лицом и провести их по крайней мере на том же уровне, что и в других странах до этого. Не стану перечислять всех «звезд», приехавших в Ярославль и в Москву, это действительно был весь цвет мировой ринологии. Обе конференции имели большой успех. Они с одной стороны значительно подняли авторитет Российского общества ринологов на международной арене, с другой — дали уникальную возможность российским ЛОР врачам, нечасто выезжающим для этого за границу, поучаствовать в настоящей международной конференции у себя в стране.
Подводя итоги 15-летнего периода деятельности общества ринологов, все мы в первую очередь высказываем искреннее признание Геннадию Захаровичу Пискунову за ту титаническую и последовательную работу, которую он провел по созданию и организации деятельности общества и журнала в России. Мы помним заслуги всех президентов общества, организаторов курсов, конгрессов и конференций и высоко ценим их труд и время. И, наконец, нельзя не вспомнить наших спонсоров, без поддержки которых невозможными были бы ни регулярная деятельность общества, ни проведение его мероприятий. Несмотря на то, что и у них случались трудные времена, все 15 лет были с нами компании «Karl Storz», «Carl Zeiss», «Shering Plough», «Glaxo Smith Kline», «Servier», «LEK» и другие.
Давайте же поздравим общество ринологов с его 15-летним юбилеем и пожелаем ему долгих лет жизни и плодотворной работы на благо нашей любимой специальности.
А.С. Лопатин