В воскресенье в солнечной и спокойной, пока еще испанской, Барселоне начался 4й конгресс Европейской конфедерации оториноларингологических обществ. Печально, что несколько заседаний были отменены из-за неявки напуганных событиями в Каталонии лекторов. Однако, программа в целом выполняется. Более 50 докторов приехали из России.
Одним из интересных утренних заседаний первого дня стал круглый стол, посвященный хирургии носовых раковин, который модерировал Андрей Лопатин. В своих выступлениях докладчики из Германии, Австрии, Греции, Испании, Турции, Латвии и США рассказали о своих предпочтениях в этом виде хирургии. В докладах было подчеркнуто, что несмотря на очень низкий уровень доказательности существующих мета-анализов и отсутствии корреляции субъективных и объективных параметров оценки результатов, предпочтение отдается щадящим методам, сохраняющим слизистую оболочку. Неожиданным стало сообщение Клауса Фогта (Рига), который в экспериментах оценил преимущества и недостатки коблации и радиоволновой редукции. Его исследования показали, что после инфильтрации тканей раковины физраствором при коблационном воздействии температура тканей повышается до 500°С, что неизбежно ведет к повреждению слизистой оболочки. Обычное радиоволновое воздействие оказалось намного более щадящим – разогрев тканей раковины не превышал 100°С. В заключительном выступлении Андрей Лопатин продемонстрировал преимущества и более стойкие результаты шейверной подслизистой конхотомии и остеоконхотомии, подтвердив их данными лазерной флоуметрии в ближайшие и отдаленные сроки после операции.
На одном из вечерних заседаний Марина Нерсесян в формате Key note lecture поделилась опытом ведения сложных случаев юношеских ангиофибром в Институте нейрохирургии им. Бурденко. Основное внимание было уделено хирургическому лечению и применению интраоперационных кровесберегающих методик. Состоялась интересная дискуссия с участием докторов клиник Мальпенса и Грацкого университета о минимизации проведения лучевой терапии ангиофибром из-за возможности озлокачествления. Все были единодушны в нецелесообразности проведения биопсии.