Мне часто приходится читать лекции о хроническом риносинусите, и каждый раз приходится констатировать, что пока у нас нет эффективных средств для лечения этого заболевания, особенно при его неполипозной форме (CRSsNP по EPOS2012-2020). Действительно, что мы можем предложить пациенту:
-системные или топические антибиотики, которые только усугубляют ситуацию, добивая и без того уже разрушенный микробиом пазух?
- интраназальные (да и системные!) кортикостероиды, эффективность которых при этой форме риносинусита весьма сомнительна?
- длительная терапия низкими дозами макролидов? Да, но далеко не во всех случаях, да и пациенты к длительному приему антибиотиков относятся подчас очень настороженно.
- да, есть ирригационная терапия, некоторые фитопрепараты, которые, по крайней мере, не дают побочных эффектов и не наносят дополнительного вреда.
В целом ситуация выглядит достаточно безвыходной у пациентов, которые уже (иногда и не раз) прооперированы, у них устранены все анатомические аномалии, коррекция которых по классической концепции Вальтера Мессерклингера должно привести к излечению. Тем не менее, они продолжают страдать и присылать лечащему врачу фотографии того, что они высморкали из носа этим утром. Реальные перспективы, если не сказать прорыв, лечении полипозного риносинусита, которые связаны с появлением биоинженерных специфических моноклональных антител, в случае ХРС без полипов не актуальны: для лечения этой формы заболевания моноклональных антител нет и, кажется, не предвидится.
В этом плане меня очень заинтересовали и обнадежили две опубликованные недавно статьи.
Первая – результаты пробного, открытого, 1 фазы исследования эффективности коктейля топических бактериофагов, проведенного командой П-Джея Вормальда из Аделаиды. Да, такие работы были и ранее, на заканчивались они заключением что бактериофаги (например, полученные из меда чайного дерева, почему именно чайного?) хорошо переносятся и безопасны. Теперь есть хотя бы одна публикация, подтвердившая, пусть предварительно, их клиническую эффективность.
Вторая – работы бельгийских коллег, установивших (на фоне многочисленных и обычно очень запутанных и неубедительных результатов исследований микробиома), что именно дефицит лактобацилл в составе микробиоты носа и околоносовых пазух характерен для больных ХРС, но не для здоровых лиц. Таким образом, создание топических пробиотиков, в частности на основе Lactobacillus casei может стать еще одним прорывом в лечении неполипозного ХРС.
Спешу поделиться с вами этими публикациями и обязательно включу их в свои будущие лекции.
Не все так плохо…
А.С.Лопатин