Раннее описание носовых раковин (РАННИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НОСОВЫХ РАКОВИН XV ВЕКА)

Резюме: Хотя носовые раковины были уже описаны Гиппократом, до 15 века они не были изображены. Нижняя носовая раковина впервые была изображена довольно близко к натуре в работах мастеров Средневековья приблизительно в 1450–1460 годы и Леонардо да Винчи в 1489 году. Задние концы средних носовых раковин были изображены на деревянных гравюрах George Thomas для учебника ’Anatomy... pars prior’ Dryander в 1536 году. Эти и некоторые другие примеры показали, что в 15-м и 16-м столетиях некоторые мастера искусства шли впереди медицинской науки в демонстрации анатомических деталей.

Ключевые слова: носовая раковина, история, искусство, живописец.

Хотя носовые раковины были исследованы Гиппократом задолго до периода Ренессанса, к концу 15 века еще не было медицинских иллюстраций, изображающей носовые раковины ни полностью, ни частично. Но к этому времени, однако, эти структуры были изображены в работе двух живописцев, в том числе Леонардо да Винчи.

Рисунок 1. Череп, деталь «Распятия», 1450/60 (фото автора)

Рисунок 1. Череп, деталь «Распятия», 1450/60 (фото автора)

Рисунок маслом на деревянной доске (137×108 см) в коллекции Института Искусств «Das Städel» во Франкфурте на Майне изображает распятие с Марией, Иоанном Крестителем, и четырьмя ангелами на золотом фоне (Неизвестный автор, 1987). Картина была написана приблизительно в 1450–1460 гг. средневековым мастером для часовни сиротского приюта во Франкфурте-на-Майне. Череп, лежащий между обувью Марии и основанием креста без нижней челюсти, показан в трёхчетвертной проекции и погружён в листья растений (Рисунок 1). Череп изображен в натуралистической манере, так что зритель может заглянуть в передние отделы полости носа через грушевидное отверстие. Медиально мы распознаём переднюю носовую ость и борозду между премаксиллярными крыльями. На левой латеральной стенке полости носа обозримы костная головка нижней носовой раковины и даже слёзный бугорок (Рисунок 2).

Рисунок 2. Деталь рисунка 1, показывающая левую нижнюю носовую раковину

Рисунок 2. Деталь рисунка 1, показывающая левую нижнюю носовую раковину

Согласно Dr Stephan Kemperdick, искусствоведу из «Das Städel», детализация и точное изучение носовой анатомии средневековым мастером, вероятно, навеяны творчеством двух других живописцев: Jan van Eyck (1390–1441) из Гента и, в особенности, Stephan Lochner (ок. 1410–1452), работавшего в Кёльне. Доктор Kemperdick обратил внимание, что натурализм этого изображенного черепа был уникальным для того времени. Его точность даже превосходит изображение черепов ведущими голландскими живописцами, такими как Rogier van der Weyden или Petrus Christus.

Рисунок 3. Рисунок да Винчи, 1489 (Clark 19057r; из O’Malley, 1952)

Рисунок 3. Рисунок да Винчи, 1489 (Clark 19057r; из O’Malley, 1952)

Среди выдающихся зарисовок человеческого тела, сделанных Леонардо да Винчи (1452–1519), есть два рисунка 1489 года, которые показывают нижнюю носовую раковину. На его рисунке «Сагиттальный распил черепа» (Clark 19057r/FB 40r) мы видим правую половину черепа, где чётко прорисованы дно полости носа, латеральная стенка полости носа с нижней носовой раковиной, основание лобной кости и лобная пазуха (Рисунок 3, основание). Пометки Леонардо на левой стороне наброска в зеркальном отображении не упоминают нижнюю носовую раковину: «Там, где линия am пересекается с линией cb, будет сливаться все чувства; ... понимая целое».

Рисунок 4. Рисунок да Винчи, 1489 (Clark 19058v; из O’Malley, 1952)

Рисунок 4. Рисунок да Винчи, 1489 (Clark 19058v; из O’Malley, 1952)

На его рисунке «Вид черепе спереди с представлением лобной и верхнечелюстной пазухи» (Clark 19058v/FB 41v) на правой стороне препарата представлены верхнечелюстная и лобная пазухи, полость носа и корни зубов верхней и нижней челюсти (Рисунок 4). Кроме отверстия правого подглазничного нерва в дне глазницы и носослёзного канала, рисунок показывает часть нижней носовой раковины и правое резцовое отверстие в дне полости носа. Снова пометки Леонардо не отмечают этих анатомических деталей: «Полость орбиты и полость кости, которая поддерживает щеку, носа и рта имеет одинаковую глубину и заканчивается в перпендикулярной линии ниже объединения чувств; каждая из этих полостей равна по длине третьей части человеческого лица, измеренного от подбородка до волос.» (Английский перевод O’Malley & Saunders, 1952). На левой половине черепа рисунок показывает в точных деталях супраорбитальное и надблоковидное отверстие, foramen nutricia носовой кости, верхнюю и нижнюю глазничные щели, а также инфраорбитальное и подбородочное отверстие!

До 1536, когда они были изображены на деревянной гравюре Georg Thomas из Базеля, на черепах не было изображений задних концов средних носовых раковин (Рисунок 5). Это изображение появилось в «Anatomiae, hoc est corporis ... pars prior» Johannes Dryander в 1537 году. Этот вид основания черепа позволяет заглянуть в носовые хоаны. Правда, это весьма схематичное и достаточно слабое по качеству изображение, по сравнению с натуралистическим изображением анатомических деталей Леонардо. George Thomas не изобразил ни срединного нёбного шва, ни резцового отверстия.

Рисунок 5. Гравюра Georg Thomas, 1536 (из Herrlinger, 1981)

Рисунок 5. Гравюра Georg Thomas, 1536 (из Herrlinger, 1981)

Рисунки «e Humani Corporis Fabrica libri septem» Везалия (Basel 1543) выдающиеся по своей художественной концепции и намного лучше в различении анатомических деталей скелета. Эти рисунки с определённой степенью точности приписываются Jan Stevens Kalkar (1499—1546/50), который был учеником Tiziano Vecellio (1477/1480—1576). Хорошо обосновано, однако, и общее мнение, что Андре Везалий (1514–1564) сам мог сделать некоторые рисунки для «Fabrica», частично либо полностью (Van Hee, 2000). Что касается носовых раковин, в иллюстрациях «Fabrica» можно обнаружить немногое. Деревянная гравюра «Череп человека и собаки» (Fabrica Liber 1) ясно изображает передний носовой гребень и премаксиллярные крылья, в то же время можно распознать только самую переднюю часть правой нижней носовой раковины (Рисунок 6). Везалий, кстати, использовал это изображение для демонстрации того, что человеческий череп не имеет отдельной премаксиллярной кости, и что в этом отношении он отличается от собачьего (Singer, 1957).

Рисунок 6. «Череп человека и собаки» из «Fabrica», 1543 (из Singer, 1957)

Рисунок 6. «Череп человека и собаки» из «Fabrica», 1543 (из Singer, 1957)

В конце этой исторической зарисовки обратимся к Giulio Casserio (1561?—1616), анатому, который дал носовым раковинам их действующие имена в своей работе «Pentaesthesion h.e. de qunique sensibus liber» (1610). Как сказал Casserio в «de turbinatibus ossibus», «Они, спрятанные в глубине ноздрей, представляют собой удлинённые маленькие кости, которые могут быть названы губчатыми, и кажутся похожими на ступени лестницы, потому что одна располагается над другой. „Куколь“, так называют их некоторые, я не знаю в сравнении с чем, если только, может быть, уподобить их двум высоким колпакам, однако я предпочёл бы сравнить их с раковиной Венеры. Гиппократ неудачно называет их рукавами (manica). За их форму и функцию я бы назвал их раковинами, и я всегда использую этот термин у людей». (Этот английский перевод взят из Wright, 1914).

Casserio описал затем раковины у коровы, лошади, овцы, зайца, кошки и собаки, относя к этим структурам только костную часть, а не хрящ, как это делали остальные. Он отметил, что они происходят из латеральной стенки полости носа, подчёркивая, что костей раковин (turbinata ossa) всегда обнаруживаются по три на обеих сторонах. В отличие от нижней раковины, две другие полые. Все они губчатые и хрупкие. До XVIII века не было более детального и точного описания и изображения, пока оно не было сделано Albrecht von Haller в его книге «Icones anatomicae» (1743–1756).

Изучая ранние изображения «заячьей губы», мы смогли показать, что мастера поздней Готики и Ренессанса изобразили скрытые признаки хирургического лечения пациентов с расщеплением губы за 130 лет до того времени, когда такие случаи описали хирурги (Pirsig et al., 2001). Тот период — между 1450/60 годами, когда средневековым мастером было создано «Распятие Христа», и 1536 годом, когда George Thomas иллюстрировал «Anatomiae» Dryander, был временем, в течение которого некоторые живописцы опережали медицинскую науку в изображении анатомических деталей носовых раковин.

Литература

  1. Anonymous (1987) Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie: Verzeichnis der Gemälde. Frankfurt am Main.;
  2. Dryander J (1537) Anatomiae, hoc est corporis....pars prior. Eucharium Cervicornus, Marpurgi;
  3. Herrlinger R (1981) Geschichte der medizinischen Abbildung I. Antike bis um 1600. 4th ed. Heinz Moos Verlag, München;
  4. Kemperdick S (2001) Personal communication;
  5. O'Malley CD, Saunders JbdeCM (1952) Leonardo da Vinci on the human body. Henry Schuman, New York;
  6. Pirsig W, Haase S, Palm F (2001) Surgically repaired cleft lips depicted in paintings of the late Gothic period and the Renaissance. Brit J Oral Maxillofac Surg 39: 127–133;
  7. Singer Ch (1957) A short history of anatomy & physiology from the Greeks to Harvey (The Evolution of Anatomy). Dover Publications, New York;
  8. Van Нее R (2000) Andreas Vesalius and his pupils: The breakthrough of anatomy. In R van Нее (Ed.) Emperor Charles V and Medicine. Academia Press Scientific Publisher, Ghent, pp. 37–62;
  9. Wright J (1914) A History of Laryngology and Rhinology. 2nd ed. Lea & Febinger Philadelphia and New York.

 

Wolfgang Pirsing
Mozarrtstrasse 22/1
D-89075 Ulm
Germany

Перевод осуществлён в Клинике доктора Коренченко (Самара) к.м.н. Е.А. Сухачёвым, к.м.н. М.В. Гришаевой под редакцией д.м.н., проф. С.В. Коренченко.

WEB-редакция — к.м.н. Кочетков П.А.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий